«Демократия умирает во тьме». Простой лозунг Washington Post иллюстрирует итог демократического упадка, охватившего Турцию. Об этом вышла редакционная статья сайта Ahval.
По словам издания, 21 марта 2018 года правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана сделало самым тёмным днём, ознаменовавшимся двумя событиями, свидетельствующими об окончательном разрушении медиасреды, важной опоры демократии.
Стало известно, что медиакомпания Doğan Media Group (DMG) будет продана группе Demirören Group, тесно связанной с Эрдоганом, таким образом значительная часть оставшихся независимых СМИ Турции попадёт под государственный контроль.
«Вскоре после объявления о продаже парламент Турции проголосовал за принятие закона о передаче цензурных полномочий по потоку контента и трансляций через Интернет Высшему совету по радио и телевидению (RTÜK), государственному сторожевому псу. Этот шаг – ещё один важный момент в стратегии распространения тьмы», – указывается в статье.
Ahval пишет, что это означает лишение общества правды и свободного обмена мнениями. Несомненно, такие меры будут расширяться в ближайшем будущем. Издание приводит слова Барыша Яркадаша, члена парламента от основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), сказавшего, что продажа DMG приведёт к государственной монополии на информацию.
«Монополия, которую вы создали в прессе, уничтожит способность людей получать новости, а также их право свободно публиковать мнения. Сеть газет попала под контроль одной стороны, и это сделано, чтобы публикации оппозиции не доходили до общественности. Благодаря этой медиасреде, которую вы создали, тысячи журналистов потеряют работу. Монополизация – это смерть как новостей, так и правды», – заявил он.
В свою очередь Гаро Пайлан, депутат от прокурдской Демократической партии народов (ДПН), добавил, что новый закон будет означать блокировку онлайн-комментариев.
«Все, не только парламентарии и политики, пытаются выразить себя в социальных сетях. Режим посчитал даже это пространство слишком свободным. С этой статьёй завтра можно закрыть YouTube… Netflix может быть запрещён. Если завтра мы станем страной, в которой запрещены Netflix и YouTube, мы попадём в одну лигу с подобными Северной Корее», – сказал Пайлан.
Неизбежно, что продажа DMG и усиление цензуры RTÜK будут иметь серьёзные последствия. Ahval отмечает, что теперь, в результате продажи, все телеканалы, больше всего влияющие на общественное мнение, находятся под контролем правительства.
«Информационное агентство Doğan было единственным сильным конкурентом государственного агентства Анадолу и, вероятно, станет жертвой мер по сокращению численности Demirören Group, которая, как представляется, не заинтересована в демократической функции журналистики», – указано в статье.
Разумеется, пишет издание, продажа Doğan Media и закон о RTÜK являются частью политической стратегии, ведущей к авторитаризму.
«Есть ли выход? В борьбе за то, чтобы демократия не погрузилась во тьму, очевидно, что усилия оппозиции ограничены и неэффективны. Но есть некоторые способы противостоять этому», – отмечается в колонке.
В первую очередь, по мнению Ahval, если режим принимает само собой разумеющимся своё право монополизировать медиасектор, то избиратели имеют право бойкотировать правительственные СМИ, т.е. не покупать правительственные газеты и не смотреть правительственные каналы.
Издание призвало другие независимые медиа и внутри, и за пределами Турции к более плотному взаимодействию с людьми, ищущими правду.